Правительство прояснило, как будут отбирать и согласовывать проекты государственно-частного партнерства

0
248

Национальный правовой интернет-портал 30 марта официально опубликовал постановление Совета министров № 193, которое вносит ряд изменений в пакет документов, регулирующих институт государственно-частного партнерства. В нем содержатся новые редакции положений о порядке подготовки к реализации проектов в сфере ГЧП и новое положение о порядке проведения конкурса и переговоров по условиям соглашения о ГЧП. Это логичное продолжение той редакции закона о ГЧП, который обновился в прошлом году. Разбираемся в документе вместе с юридической фирмой Arzinger&Partners.


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Самым главным изменением назову распределение функций госорганов. Национальное агентство инвестиций и приватизации, вопреки слухам и некоторым ожиданиям, остается органом, который будет давать положительное или отрицательное заключение по концепции проекта ГЧП. В постановлении ему отводится роль организации по развитию государственно-частного партнерства. Наряду с НАИПом и министерствами согласовывать и, при необходимости, отправлять концепции на доработку сможет Межведомственный инфраструктурный координационный совет. Причем его состав пополнился рядом фамилий, среди которых есть и хорошо знакомая инвесторам заместитель министра экономики Елена Перминова, — комментирует старший партнер юридической фирмы Arzinger Сергей Машонский.

Инициировать проект ГЧП сможет иностранная компания и даже индивидуальный предприниматель. Но реализовывать, то есть быть частным партнером, смогут только юрлица и ИП, которые являются резидентами Беларуси. Это значит, что такая структура, как ЕБРР, например, сможет быть инициатором и участником проекта, но реализовывать его будет белорусская компания (ИП), которая получит от этого банка финансирование. Эта норма уже содержалась в Законе о ГЧП. Как и то, что нельзя быть одновременно и участником инвестиционного или концессионного договора с Республикой Беларусь, и частным партнером в ГЧП-проекте.

Завернуть на доработку или отказать концепции смогут по ряду причин: если она не соответствует целям устойчивого развития, не способствует решению задач государственной программы. Критериями для оценки концепции проекта являются компетенции/опыт/капитал инициатора для реализации проекта, наличие потребности на товары или услуги, производимые в рамках проекта. Как руководство к действию частного инициатора упоминается и Национальная инфраструктурная стратегия, в которой сегодня определены приоритеты государства. Это проекты в сфере автомобильной инфраструктуры, здравоохранения и образования, культуры и спорта.

— В постановлении Совета министров еще более подробно описывается логика оценки ГЧП-проектов, где главным становится термин «сравнительное преимущество». Сравнивать будут расходы бюджета при реализации проекта без частного партнера и при условии привлечения займов (в том числе под гарантии правительства) — с тем, какие расходы лягут на бюджет в случае привлечения частного партнера. Оценивать целесообразность проекта, если размер предполагаемых государственных обязательств превысит 1 млн базовых величин (около 12 млн долларов на сегодня), будет Валютно-кредитная комиссия Совмина. А таких проектов, полагаю, будет большинство. Так что это станет необходимостью, — резюмирует Сергей Машонский.

Обилие перечисленных в постановлении ведомств, с которыми нужно будет работать в процессах подготовки концепции, конкурсной документации, самого конкурса, не должно пугать, уверяют эксперты. Логично, что в оценке и согласовании проектов возобновляемой энергетики будет задействовано Минприроды, а, условно, проект по реконструкции клинической больницы будет согласовывать Минздрав. Единственным новшеством, которое здесь появляется, становится участие и роль Совета по развитию цифровой экономики в оценке и консультациях тех концепций, которые имеют отношение к отрасли информационно-коммуникационных технологий. Сектору ИКТ предоставлена альтернатива: такие частные инициаторы смогут согласовывать концепции не с Минэкономики, а с Минсвязи и названным Советом.

Очевидный плюс видится в строгом регламентировании процедуры и сроков согласования. В сумме согласование концепции займет у частного инициатора немногим больше месяца. Значительно больше времени (целый год) заложено на переговоры частного и государственного партнера по согласованию условий Соглашения о ГЧП, на процесс, когда победитель конкурса о выборе частного партнера уже известен.

Источник