О стратегии развития бизнеса и способах формирования бизнес-решений

0
732

Концепция управления предприятием в своем развитии прошла через несколько этапов, включая стадии эволюции теории планирования, а так же формирования концепции маркетинга.

При этом определение подходов, в основе у которых лежит разработанная стратегия развития бизнеса, является обязательным для компании, ориентирующейся на долговременное успешное функционирование на рынке.

Способы формулирования и определения оперативных и стратегических решений, методы их дальнейшей реализации на практике, имеют ряд существенных отличий. Чтобы лучше понять природу этих различий, необходимо разобраться с основными отличительными признаками.

  • Уровень разработки.

Если стратегические планы формируются на высшем уровне руководства компании (штаб-квартира, крупный дивизион), то оперативные решения разрабатываются и принимаются в более мелких структурных единицах управления (отделы, сектора).

  • Регулярность.

Стратегическое управление является процессом непрерывным, но в то же время нерегулярным. Это связано с тем, что корректировать стратегические планы приходится реже. Чаще всего это бывает в кризисных ситуациях, с появлением новых интересных инициатив или при смене приоритетов. Оперативные решения – это более регулярный процесс, зачастую имеющий в основе определенный временной график.

  • Неопределенность.

Процент неопределенности при реализации и закладывании стратегии намного выше, чем в случае принятия оперативных решений.

  • Возможные альтернативы и их количество.

При разработке стратегии необходимо учитывать массу альтернатив, в случае оперативного планирования их количество значительно меньше.

  • Природа проблем.

Проблемы стратегического характера неструктурированны. Оперативные проблемы имеют структуру и аналоги.

  • Потребляемая информация.

Стратегия развития бизнеса во время своей разработки нуждается в большом объеме разнообразной информации, включая данные не только внутреннего порядка, но и сведения внешнего характера. При этом вся информация анализируется с точки зрения будущего предполагаемого развития ситуации на рынке. При принятии срочных решений достаточно внутренней информации, описывающей прошлое компании.

  • Временные рамки.

Стратегия ориентирована на долгий срок, а оперативное управление рассчитано на более короткие временные периоды.

  • Соподчинение.

Стратегические решения служат основой для определения оперативных задач.

  • Детализированность.

Для формулировки стратегических планов не нужна излишняя их детализация, в отличие от оперативных решений.

  • Вовлечение персонала в процесс принятия каких-либо решений.

Определять стратегию может только высшее руководство компании, а оперативные решения вырабатывают и реализуют на уровне среднего управленческого персонала.

  • Точность оценки.

Результаты принятых оперативных решений довольно легко оценить, так как они реализуются в короткие сроки. С оценкой эффективности стратегий всё обстоит гораздо сложнее. Их последствия не так очевидны, они растянуты по времени и на них оказывают своё влияние многие неучтенные внешние факторы.

  • Интересы, положенные в основу принятых решений.

Разрабатывая стратегию, ориентируются, как правило, на корпоративные интересы. А при формировании оперативных решений полагаются на функциональные проблемы.

  • Степень риска.

Фактор риска во время принятия стратегических решений очень высок, это происходит из-за невозможности дать текущую оценку результатам реализации стратегии. Возможные негативные последствия от неправильно сформулированных оперативных решений гораздо ниже и нейтрализовать их бывает проще.

Материал предоставлен проектом, публикующим аналитику и идеи для бизнеса — infoforbiz.ru