Авторские права на настолки

0
102

В современном мире игры для компьютера, смартфона и планшета прочно закрепились на рынке досуга и развлечений. Но «старомодные» настольные игры также не теряют свои позиции, особенно это касается тех игр, которые общепринято считаются классикой (например, игра-бестселлер «Монополия»). В них продолжают играть люди всех возрастов и они все еще актуальны.

Самой большой трудностью для разработчиков игр такого плана является защита авторского права. Это понятно — создать игру с нуля, придумать правила и механику, довольно сложно, а скопировать уже существующую, изменив дизайн — легче простого. К сожалению, при текущем законодательстве в Российской Федерации, защитить авторское право на «начинку», механику игры почти невозможно. Зато можно закрепить за собой отдельные составляющие игры, без воспроизводства которых продукт становится некачественным.

Главный закон, защищающий авторские права в России — «Закон об авторском праве». Он описан в статье 1259 ГК Российской Федерации. В нем дается полный перечень тех объектов, которые можно и нужно защитить. Игра как целостный продукт в этот перечень не входит, НО это может быть:

  • дизайн упаковки
  • дизайн игрового поля
  • игровые фишки
  • прочие элементы игрового процесса

Давайте разберемся с данными пунктами подробнее. Для начала, поговорим об упаковке.

Дизайн и его элементы однозначно рассматриваются законом как объекты авторского права. А коробка игры, несомненно, является неотъемлемой частью дизайна. Причем, для защиты авторских прав не требуется патентных документов и любых других формальностей. Здесь действует правило первенства. Кто раньше опубликовал дизайн, выпустил упаковку и так далее, тот и является независимым автором дизайна и закон встает на его сторону.

Но дополнительная защита никогда не помешает, поэтому запатентовать коробку как свой продукт тоже можно и нужно. Кроме того, хорошо бы зарегистрировать и логотип своей фирмы и игры, которые будут отображены на упаковке.

Теперь давайте разберем вопрос о защите дизайна игрового поля. Как известно, игровое поле — ключевой, центральный элемент многих настольных игр, поэтому его защита на добрую половину обеспечивает защиту авторских прав на игру. Кроме того, как и в случае, рассмотренном выше, можно оформить патент на уникальный дизайн поля, указав особенности цветовой гаммы, порядок ходов, расположение элементов. Таким образом вы легко сможете получить патент, дополнительно обезопасив ваш продукт от нежелательного копирования и подделок.

Также, можно запатентовать вид и названия фишек или героев игры, прочие отдельные элементы, на все это распространяется «Закон об авторском праве».

А вот на что он не распространяется — так это на нематериальные вещи. Любые объекты, которые можно отнести к разряду идей (концепции, факты, открытия и тому подобное) закон считает достоянием общественности и не защищает ни в какой форме. Поэтому логичный вывод, что правила и концепция игры, ее механика не подлежат никакому способу защиты.

Вывод: необходимо уникализировать и регистрировать материальные составляющие продукта, правила игры и прочие нематериальные составляющие в РФ не защищаются.